0

Легендарные усилители: чемпион по искажениям, ламповый долгожитель для Пола Маккартни, цельнометаллическая оболочка

27.06.2017 4303

Это финальная статья цикла «Легендарные усилители», в которой коснемся современных устройств. В обзор попали наиболее заметные разработки, определяющие значимые подходы к созданию усилителей в наше время. Для любителей оценивать схемотехнику для 2-х из 3-х, представленных в обзоре усилителей, опубликованы оригиналы схем.




Драгоценные японские искажения за 7 000 000 рублей


Начнем традиционно с критических заметок о парадоксальном ламповом устройстве, которое, между всем прочим, настолько легендарно, что даже было упомянуто в качестве примера канонического коммерческого ТЛЗ УМЗЧ в Википедии.



Устройство было создано культовой фигурой для аудиофильской ламповой инженерии, мастером и основателем компании Audio Note — Хирояшу Кондо (Hiroyasu Kondo). Ламповый стереоусилитель Ongaku, разработанный на триодах с прямым накалом, обладал мощностью (RMS) 27 Вт на канал. Усилитель, который, по утверждению Брионингена: «совершил революцию в умах аудиофилов», увидел свет в 1989 году. Судя по всему, устройство до сих пор выпускается небольшими сериями, по крайней мере, оно доступно в свободной продаже.



Мастер Кондо с маниакальным упорством нашпиговывал Ongaku серебряными деталями и элементами, что существенно сказалось на стоимости. Практически все проводники Ongaku созданы из серебра. Также благородный металл в достаточной степени присутствует в уникальных конденсаторах ручной работы (серебряная фольга) и выходном трансформаторе (12 кОм) ручной намотки (серебряный проводник).



Ещё одной интересной особенностью Ongaku, является применение оригинальных проводов «SWW», в которых натуральный шелк используется в качестве промежуточного слоя между ПВХ — изолятором и проводником из серебра. Как поясняет производитель, «шелк используется для подавления нежелательных вибраций», каких именно создатели не уточняют.



Парадокс же заключается в том, что при восхищённых отзывах аудиожурналистов, выставочном ажиотаже, нашпигованности серебром, всё это драгоценное ТЛЗ — чудовище из страны восходящего солнца обладает следующими характеристиками:

  • Номинальная мощность: 27 Вт + 27 Вт при 1 кГц;
  • Частота: 8 Гц ~ 21 кГц (+ 0 дБ, -3 дБ);
  • THD: 5%;
  • IMD: 11 %;
  • Входная чувствительность: 200 мВ RMS;
  • Отношение сигнал/шум: 75 дБ;
  • Входное сопротивление: 100 кОм;
  • Выходное сопротивление: 8 Ом;
  • Лампы: 2х211, 2х6072, 2х5687, 4хGZ34;
  • Масса: 34 кг

И, ставшая традиционной в этом цикле, барабанная дробь….



Цена: $ 60 000 (на момент старта продаж в Японии). Сегодня в России эту легенду тёплой ламповости, мощностью 27 Вт (на канал) и КНИ 5% (!) можно приобрести за (в среднем) 7 000 000 рублей. Поистине рекордная цена за Ватт, сравнимая, наверно, только с тороидальным Opera Only и усилителям Ламма /Шушурина.

Для сравнения, 34 кг (вес усилителя) серебра 999-ой пробы стоит около 850 000 рублей. Итого, на стоимость усилителя можно приобрести около 280 кг серебра 999-ой пробы. Услышать самому Ongaku мне не довелось, но коллеги, посещавшие шоурумы, где можно было оценить этот образец японской жадности, на вопрос: «а как же божественный звук?», отвечали саркастической улыбкой.

EAR Yoshino 509 – ламповая роскошь для рок-звезды


Усилитель, о котором пойдёт речь, появился в 1979 г. и выпускается по сей день. УМЗЧ почти ровесник компании, которая его выпустила. Esiteric Audio Research (E.A.R) появилась в 1976-м году. Этот качественный и многократно признанный культовым, топовым и т.п. моно УМЗЧ создал известный инженер, один из концептуалистов усиления высокой верности Тим Де Паравичини, более известный как разработчик студийной аппаратуры. Паравичини удалось создать 100 Ваттный ламповый усилитель, без отрицательной обратной связи, с характеристиками, полностью соответствующими HI-FI стандарту.



Подвергавшийся многократным лабораторным тестам, E.A.R показал, что ламповая схемотехника может обеспечить характеристики, сравнимые с параметрами транзисторных систем. Частотный диапазон, воспроизводимый шайтан-девайсом Паравичини, уходит далеко за пределы слышимых низких и высоких частот и составляет от 9 до 30 000 Гц (-3Дб) (по некоторым сведениям, верхняя граница частотного диапазона достигает 85 кГц). Интересно, что усилитель получился достаточно лёгким в сравнении с его ламповыми ровесниками, масса одного блока 18 кг.
Достоинства и впечатляющий дизайн усилителя оценил даже сэр Пол Маккартни, став обладателем пары усилителей из лимитированной серии.



Технические характеристики:

  • Мощность на канал (8 Ом): 100 Вт;
  • Минимальная частота: 8 Гц;
  • Максимальная частота: 30000 Гц;
  • Входное сопротивление: 25 кОм;
  • Соотношение сигнал/шум: 96 дБ;
  • THD: 0,5 %;
  • IMD: менее 1 %.

Цена составляет: $ 14 000 за один моноблок, т.е. $ 28 000 за пару, запредельно дорого для простых смертных, но вполне демократично и доступно для сэра Пола Маккартни.

Гроб для конкурентов — Full Metall Jacket от Arcam


На протяжении последних пяти лет, компания Arcam прочно занимает место среди лидеров в производстве устройств для высококачественного звукоусиления. Настоящим хитом, как среди экспертов, так и среди рядовых пользователей стала линейка Full Metall Jacket (в прямом значении — оболочечная пуля, в иносказательном — российский аналог этого устойчивого выражения — груз 200 или «цинка»), названная, вероятно, в честь одноимённого фильма Стэнли Кубрика. Поводом для названия послужил дизайн усилителя, в котором практически все внешние элементы сделаны из металла.



Не являясь, с точки зрения ценообразования и философии, true High End компанией, Arcam получили массу положительных отзывов от аудиофильского сообщества, где особенно выделяется усилитель Arcam FMJ A19. Этот УМЗЧ неоднократно получал высшие награды специализированных выставок и лестные отзывы крутых экспертов. Не обошли стороной усилитель и русскоязычные издания. В 2013 – 2015 годах – этот продукт назывался лучшим УМЗЧ в Британии, ЕС и США.



Успехи интегрального усилителя Arcam FMJ A19 можно было бы записать на счет шумихи в аудиофильских СМИ, если бы не большое количество положительных отзывов от независимых авторов, частных обзоров и, что главное, практическое отсутствие негативных оценок. В попытке сохранить объективность, я попытался найти подробный отрицательный отзыв об этой линейке и усилителе. Результат: не нашел ничего кроме заслуженных упрёков в отсутствии цифровых входов, невразумительных голословных заявлений о недостаточной детальности звучания в ВЧ-диапазоне и небольшой динамике низких.



Усилитель FMJ A19 (как и большинство его собратьев по линейке) оснащён специальным модулем усиления для наушников, встроенным ММ-фонокорретором, тороидальным трансформатором. Благодаря фонокорректорам, FMJ A19 был закономерно востребован любителями винила. В усилители 8 входов, что роднит его с AV ресиверами. Использование сравнительно не дорогой элементной базы, позволило удержать стоимость этого Hi End (позиционирование производителя) компонента в пределах $ 1500. В целом, стоимость других представителей линейки редко превышает $ 4000, что, учитывая Hi-End позиционирование продуктов FMJ — удивительно.

Предметно о характеристиках:

  • Мощность на канал: 50 Вт(8 Ом) / 90 Вт(4 Ом);
  • Частотный диапазон: 20 — 20000 Гц (+-1,5Дб);
  • Соотношение сигнал/шум: 105 дБ;
  • THD: 0.003%;
  • IMD: менее 1 %.
  • В линейке также можно выделить Arcam FMJ A29 и Arcam FMJ A39.

Эпилог


Этим материалом завершаем цикл. Легендарных УМЗЧ не попавших в обзоры не мало, но все основные тенденции, как в истории, так и в современном звукоусилении были рассмотрены.
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
Вы успешно подписаны!